Эзотерический смысл басни «Стрекоза и муравей»,часть 1
Добрый день, уважаемые единомышленники! Сегодня предлагаю поразмышлять над смысловым содержанием басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей», написанной им в 1808 г.
Из школьной программы мы все помним эту басню и как ее тогда трактовали: трудяга муравей и беспечная стрекоза. Александр Данилин (была его программа на радио России — «Серебряные нити») дал иную трактовку. Смысл его пояснения: стрекозы, это более утонченная часть нашего же общества. Служители культуры, науки, философии, духовенство составляют элиту общества. Они не создают материальных ценностей, но без их труда мы превращаемся в полу — животных: образ человека, а жизнь на инстинктах.
Часть 1
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;
Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный! Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час. Так, что голову вскружило».—
«А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
А как это происходит в жизни?
Обратимся к Священному Писанию.
Как известно из Ветхого Завета, Господь разделил человечество на 12 племен и каждому племени дал свой талант – дело жизни. В Новом Завете сказано, что у Господа было 12 самых близких и преданных учеников – Апостолов, разных по качествам своего характера, каждый из которых соединен с землянами каналом связи определенной частоты. Каналы эти проходят через сердце, духовный мир и энергоструктуры каждого рождающегося на земле человека:
«1.Апостол Андрей Первозванный, ему присущи такие качества как Мужество, Сила духа, Стремление к победе.
2.Апостол Павел – Непоколебимость, Упорство, Стремление к совершенству.
3.Апостол Симон Зилот – Генерация энергии, Равновесие, Духовная дисциплина.
4.Апостол Фома – Взаимопомощь, Единение, Сотрудничество.
5.Апостол Иоанн – Самоотверженность, Покровительство слабым, Преданность.
6.Апостол Варфоломей – Мудрость, Справедливость.
7.Апостол Иуда, брат Иакова – Чистота знания, Цельность, Благодарность, Единение с Богом,
8.Апостол Иаков Зеведеев – Быстрота мышления, Практическое применение знаний.
9.Апостол Матфей – Доверчивость, Беспристрастие, Интуиция.
10.Апостол Филипп – Творчество, Самореализация.
11.Апостол Петр – Крепость Веры, Беззаветное служение.
12.Апостол Иаков Алфеев – Артистичность, Целенаправленность, Гармония.
А сам Господь наш Иисус Христос соединил в себе все вышеперечисленные качества в одно: Всеобъемлющую Любовь к Богу и Его творению». (О.В.Асауляк)
Человечество, по всей вероятности, с подсказки Высших Сил, которые нас обучают Законам Жизни, разделило время обращения Земли вокруг Солнца: зима, весна, лето, осень — год, на 12 месяцев. Кто-то выделил доминирующие черты характера людей, рожденных в конкретном месяце в течение года, на уровне психики человека. Современные мистики дают эту информацию с более высокого уровня – духовного. Гении и Святые всех времен и народов, по крайней мере, те, которые оставили свои труды или учеников, рассказавших о них, были ведомы с духовных планов конкретными Апостолами, близкими с ними по качествам души, либо другими высокими сущностями духовного мира, в свою очередь, ведомыми Апостолами.
Помните, «во время болезни Матери Терезе Калькуттской (тогда еще просто сестры Терезы) снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог.
« — Зачем ты пришла сюда? — спросил ее Святой Петр. – Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь?
-Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб,- ответила ему монахиня». И посвятила этому служению всю свою последующую жизнь в физическом мире.
Откуда берутся стрекозы?
На мой взгляд, прекрасное раскрытие смысла этой басни показали создатели фильма «Такси блюз», созданном в 1990 году, режиссер Павел Лунгин.
В фильме действуют два главных персонажа: таксист Иван – в меру выпивающий, сильный, здоровый, знающий цену себе и своему труду, умеющий постоять за себя и спивающийся саксофонист Алексей. У Ивана есть подруга, но, по всей вероятности, желания иметь семью у него не возникает – ему и так хорошо, а чувство любви, похоже, у него просто отсутствует. У Алексея есть семья, но как у любой семьи алкоголика, там нет ладу.
Как – то довелось Ивану возить по городу «веселую компанию» подгулявших артистов. Одному из-них саксофонисту Алексею захотелось «добавить»: ну «незахорошело» еще мужику. Иван выполнил его просьбу только при предъявлении денег, причем без лишних эмоций, на что один из пассажиров сказал: «молчаливые люди с честными глазами, вы – наша надежда». Со своей честностью у них, похоже, проблем не было: в нужный момент тихим сапом «слиняли» из такси, оставив Алексея расплачиваться. Алексею это, видимо, не впервой, он тоже хитренько «утек» от оплаты услуг таксисту. Но не тут-то было. Иван запомнил название клуба, в котором должен был играть Алексей. «Накатали» артисты на приличную сумму: 62 рубля, это практически минимальная месячная зарплата советского периода (была 65 руб). Хорошо погуляли!!! Денег у Алексея уже не было. Ближние страдали от такого его поведения. Иван, до времени отдачи долга, забрал его к себе в квартиру, чтоб надежней было. Алексей, как сам он говорил, «разговаривал с Богом»: у него были какие-то спонтанные включения звучащей в душе прекрасной музыки. Все земное в тот момент просто переставало существовать: из саксофона лилось нечто неземное, влекущее куда то ввысь.
Это состояние поэты называли приходом музы. Обратимся к википедии.
Музы – в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосимы, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини – покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами, ныне музеи. Поэты описывали эти состояния включения в своих стихах:
Муза. Кто она?
«Муза» А.С.Пушкин
В младенчестве моем она меня любила и семиствольную цевницу мне вручила
Она внимала мне с улыбкой — и слегка, по звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами и гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной, откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
Цевница – свирель, лира. Этим своим стихом Александр Сергеевич говорит нам, что он родился гением и, с младенческих лет, его вела по жизненным ситуациям иерархия Сил Света. Ее он, по всей вероятности, и называет музой. Писать (басни, эпиграммы, пьески и т.д.) Пушкин начал с шести-семи лет. Это первый этап включения его души в творческий процесс. У каждого человека это включение происходит в разное время жизни, важно заметить и развивать. Предполагается, что с раннего возраста он был открыт на тонкий мир, то есть получал информацию из мира психосферы: астрально – ментального. Много произведений душевных (соответственно тем планам бытия, на которые было открыто его сознание, из которых он и получал информацию) им было создано. Александр Сергеевич исследовал природу и много писал о ней и описывал разные аспекты чувств человеческих, не очень высоких: «в заботах суетного света он малодушно погружен»… «Тоскует он в забавах мира»…Его гению все это наскучило, его душа помнит Свет того мира, откуда она пришла. Задача гения более высокая: выход в духовный мир и с его высоты освещать все текущие события мира дольнего и выводить души окружающих в мир горний: «глаголом жги сердца людей», то есть покажи им Свет того мира и проход в него.
«Дается всем на Путь святое право, не всем хватает силы в восхожденьи».
«ПОЭТ» А.С.Пушкин.
Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружен; молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы, к ногам народного кумира не клонит гордой головы; бежит он, дикий и суровый, и звуков и смятенья полн, на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…
Душа просыпается от какого-то внутреннего импульса: «но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…». В моменты пробуждения- приход музы, он много работает, а далее опять тоска, вино, женщины: «тоскует он в забавах мира», «духовной жаждою томим». Все земное наскучило, неинтересно, в пустыне бездуховности прозябает душа, она жаждет прихода Духа.
Рождение в духовный мир
Своим трудом поэт подтвердил свое высокое призвание и, в определенном возрасте, произошло Посвящение его в духовный мир, то, что мистики называют второе рождение. Он осветил это событие в стихотворении «пророк».
Пророк 1826г
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой.
Он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
В одной из статей мы уже касались темы жажды человеческой. И знаем, что их три: 1) физическая — все физиологические потребности, 2)душевная — потребности комфорта души и, самая высшая, до которой не все доходят, живя в физическом мире, 3) духовная жажда — потребность в общении с Небожителями и, как высшая ее степень — потребность в Богообщении. Пушкин — гений, его душа пришла с высших миров и вспомнила и возжаждала общения с Небожителями. «Серафимы — это высшие Духи, находящиеся на самом Высшем мире — Третьем Небе, где пребывает Верховный Иерарх Вселенной. Серафимы, «восседающие» на Богоносных Престолах, по сложившемуся веками канону изображаются шестикрылыми, так как вмещают в себя качества шести нижестоящих миров: Господств, Сил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов». Перепутье — это образное выражение проблемы выбора человека: куда идти дальше? Выбор либо вверх — на служение Богу, либо — вниз, на служение своим похотям и страстям, в конечном итоге — на служение князю Мира сего.
В то время Посвящение – открытие на духовный мир, происходило очень тяжело: человек терял сознание, но потом пробуждался уже в новом качестве. «И внял я неба содроганье»: Небо — сущности тонкого и духовного мира, стали для него ощутимы. Небо посылает нам импульс жизни. С этих пор Александр Сергеевич улавливал — слышал эти импульсы. Они ему рассказывали о дальнейших событиях на планете. «И гад морских подводный ход» — тайные козни темных сил, тоже для него стали видны и понятны. «И дольней лозы прозябанье» — беспечная жизнь людей, не интересующихся ничем, кроме благополучия собственной персоны. В начале 20 века такие люди назывались в литературе мещане. Все свое видение мира Пушкин через разные образы постарался передать людям, но люди того времени не могли его понять. Он закреплял образы добра и твердую уверенность в победе добра через своих героев.
«Ты полюби сердца за искру Божью в нечистом теле и в душе заблудшей и помоги ей стать огнем духовным».
С этого времени Пушкин создает пророческие произведения: в его сказках, повестях раскрываются события, впоследствии происходящие в России и на планете Земля. Он их предвидел.
«Тот, кто находится на земле, видит крест на куполе колокольни маленьким. Тот, кто находится на колокольне, видит вещи на земле очень маленькими. Так, земной человек не разбирается в делах небесных, а тот, кто находится в раю, знает, как мало ценности имеют земные вещи». Падре Джузеппе из Копертино
Так падре Джузеппе описывает состояние сознания человека духовного: у него иное видение всех земных событий.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость павшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца». Эти строки Пушкин написал за два месяца до гибели.
Падре Джузеппе – летающий монах
Падре Джузеппе, итальянский «летающий» монах при таких включениях просто ронял все, что у него было в руках и, в прямом смысле слова, взлетал на глазах у окружающих людей.
Это явление называется левитацией. «Еще он обладал даром пророчества, исцелял, обладал властью над животными, как открытую книгу читал человеческие сердца… Современники называли его «Новым Франциском». Джузеппе, и правда, унаследовал многие черты своего любимого учителя (Франциск Ассизский — католический святой). Однако самым главным сокровищем его души была любовь. Она не умещалась в сердце, выплескивалась в мир, обжигая его своим огнем. Не зная как спрятаться от этого огня, мир не придумал ничего лучше, как спрятать самого Джузеппе: большую часть жизни он провел в изоляции и изгнании». (Святой Джузеппе из Копертино, 17.06.1603 – 18.09.1663г)
Вернемся к нашим героям.
Муравей Иван и стрекоза Алексей
Иван музыкальным слухом обременен не был и, тем не менее, пришел на концерт Алексея: какое то внутреннее влечение — импульс повлекло его туда. От услышанной музыки, что-то внутри него произошло: «где-то в родимой глуши что-то коснулось души». Алексей уже не был в его глазах «злостным неплательщиком», Иван почувствовал в нем что-то высокое, нечто доселе незнакомое, увлекающее куда-то вдаль. Но куда?
Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…
Фридрих Ницше
На мой взгляд, Алексей и есть та самая «стрекоза», которая в моменты включения одним своим (из 12) качеством души в более высокий уровень бытия, возвышала и окружающих, слушающих его музыку. Но, «включение» заканчивалось, как заканчивается лето в природе и наступает зима – нет вдохновения. Есть только боль и неудовлетворенность души: «нужда, голод настает, стрекоза уж не поет». К своему внутреннему неудовлетворению собой прибавляется раздражение окружающих: безденежье и алкоголизм, вместо ожидаемой возвышенной любви.
Нужда настает и по тому высокому состоянию, которое он уже познал и, естественно, материальная: без «музы» ничего не хочется делать.
Откуда приходит Муза?
Обратимся к словарям.
Муза – это импульс, побуждающий к творению.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
Импульс
1)Толчок, побудительная причина к движению; 2) сильное нравственное побуждение, 3) непреодолимая нравственная причина, нередко вызывающая такие действия, которые в другое время и при других условиях не имели бы места. Фактически оно используется как синоним слов «желание», «хотение» или «влечение», каждое из которых относится к субъективным переживаниям : толчок к чему-либо, побуждение к совершению чего-либо; причина, вызывающая некое действие.
Такие моменты включения бывают не только в жизни музыкантов, актеров, певцов, художников, ученых и т.д. Любой человек, относящийся к своей профессии как к песне его души, имеет взлеты и падения. Происходит это от того, что мы состоим из тварной части и духовной. Душа есть связной между телом и духом. При «одевании» кожаных одежд, мы потеряли связь с духом и соответственно, с той глубинной памятью в нас, которая хранит информацию о духовных мирах. Вся наша жизнь направлена на восстановление в себе высоких качеств с одновременным проживанием их в «кожаных одеждах».
«Поверь в себя: дается человеку два ангельских крыла – Луча энергий. Сомненья, страхи, прошлые обиды сожги в душе. Живой воды глоток – дыханье веры. Навеки слейся с энергией живой Любви Вселенной». О.В.Асауляк
Это земной удел всех начинающих талантливых людей во всех сферах бытия: в науке, культуре, и т.д. Случаен он? Вряд ли. Мы, таким образом, прорастаем в более высокие миры, постепенно утончая свою психическую энергию, свои чувства: сначала спонтанные кратковременные включения в более высокий уровень сознания в виде нетерпимости к чему либо низкому. В фильме подруга Ивана исполняла под гитару пошленькую песенку под веселый смех окружающих, и, в Иване что-то взорвалось, воспротивилось, хотя в этой компании он явно был «свой» и не первый праздник с ними отмечал. Но после прослушивания концерта Алексея, его реакция стала неожиданной для окружающих: он протестовал.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан
В зависимости от жизненной ситуации мы можем «прорасти» вверх одним из 12 наших качеств, можем сразу несколькими, что и бывает в серьезных жизненных моментах. Это не всегда адекватно понимается окружающими, если в них не происходит ничего подобного.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Ральф Уолдо Эмерсон
Так проявляются в нас заложенные таланты. Саксофонист Алексей не мог удержаться на той высокой мелодии души, на которую его поднимала музыка, напивался. Не хватало еще внутренних ресурсов удержаться на достигнутой ноте всеми своими качествами: крепостью веры, что сумеешь достичь постоянного возвышенного состояния, стремлением к совершенству, силой духа и т.д. Верующим всегда легче: они знают о ступеньках подъема, постепенном утончении – углублении своих талантов – это и есть лестница подъема в Небо.
Мстислав Ростропович как то сказал: «музыка и христианство — это одно и то же».
«В иллюзии достигнутой черты, когда сердечный зов коснулся слуха, к какой свободе устремился ты: к свободе от порока иль от Духа. Пороки наши – стебли на ветру: то гнутся, то вздымаются высоко. Ты их косил как сорную траву, а нужно корни вырывать с истока. Твой эго-конь был вскормлен той травой, корней которой ты в Пути не трогал… Прими урок с прозревшей головой как благодать, ниспосланную Богом». (О.В.Асауляк)
Продолжение следует.
Свежие комментарии